fbpx
Главная » Статьи » Урегулирование налоговых споровУрегулирование налоговых споров

Урегулирование налоговых споров

Налоговые споры — это правовые баталии, которые возникают между налогоплательщиками и представителями государственных структур в лице ИФНС. Объектом разногласий становятся предприятия или ИП по вопросам доначисления налогов и различных сборов, установленных российским законодательством, и необходимостью их уплаты.

Как правило, они образуются по итогам мероприятий, проводимых сотрудниками ИФНС на территории предприятия. В основном это выездные проверки, в результате которых выносится решение по доначислению налоговых платежей налогоплательщику.

Содержание:

Причина возникновения налоговых споров

Все юридические разногласия имеют реальную причину и свои особенности. Происхождение споров связано с тем обстоятельством, что у налогоплательщиков сами по себе отношения с налоговиками конфликтные. Не всегда их разрешение проходит легко, хорошо, если удается разрешить ситуацию во внесудебном порядке.

Больше всего возникают конфликтные ситуации по следующим вопросам:

  1. Рассмотрение различных актов правового характера, относящихся к правильности начисления налогов и сборов по причине их несоответствия существующим законам РФ.
  2. Наложение штрафных санкций на налогоплательщика и оспаривание им обязательств по уплате платежей. Сюда относятся инкассовые поручения ИФНС для принудительного взыскания налогов и штрафов с расчетных счетов компаний.
  3. Оспаривание неправомочности актов ИФНС ненормативного характера, действий или бездействий руководителя налоговой инспекции, включая отказ возместить НДС.
  4. Возврат из госбюджета денежных средств, взысканных сотрудниками налогового органа или уплаченных налогоплательщиками больше, чем было нужно.
  5. Возмещение убытков, возникших по причине незаконных решений представителей ИФНС, действиями или бездействиями их руководства.

Юридические споры в основном вызваны тем, что госструктуры, отвечающие за своевременность поступления налогов в бюджет страны, не интересуются возможностями российских компаний и ИП. По этой причине организации стремятся оптимизировать нагрузку по платежам налогов. Подобные конфликты обычно связаны с вопросами, регулируемыми российским законодательством.

Виды налоговых споров: критерии, классификация

Налоговые споры принято делить на определенные виды по следующим основаниям:

  1. Предмет жалобы. Конфликты условно можно разделить на споры о необходимости выполнения фискальных обязательств, восстановления прав налогоплательщика, нарушенных неправомерными действиями представителей госструктур.
  2. По стороне, выступившей инициатором спора. Инициируют спор представители налогоплательщика, налоговые и таможенные органы, третьи лица, втянутые в налоговые конфликты.
  3. Состав претензий, выдвигаемых стороной, участвующей в споре. Подразделяются конфликты на следующие типы: о взыскании штрафных санкций, недействительности итоговых актов ИФНС, компенсации расходов, возникших от незаконных действий представителей госструктур.
  4. По порядку рассмотрения заявлений, содержащих жалобу. По последовательности рассмотрения они подразделяются на досудебные и судебные.

С 1.01.2014 г.начали действовать новые правила, установленные в ФЗ №153 от 02.06.2013 г. «О внесении изменений в часть 1 Налогового кодекса РФ». С этого времени досудебный порядок должен применяться ко всем категориям споров по налогам. Тогда же вступил в силу регламент досудебного урегулирования подобных конфликтов.

Налогоплательщики теперь имеют больше прав и оснований воздействия на решения налоговых инспекций. За счет введенных мер стало сокращаться число обращений юридических лиц в суд.

Какие налоги вызывают больше всего споров?

Сегодня существует такое понятие, как налоговая осмотрительность. Она приравнена к гражданско-правовой и коммерческой осмотрительности. Тенденция последних лет – отношения с контрагентами, признание взаимоотношений «искусственными» или вовсе фиктивными. Это очень больной вопрос для большинства предприятий, работающих в России.

В п. 1 ст. 54.1 НК РФ прописано понятие «искажение» отчетностей. В нем подразумевается «искусственность» взаимоотношений организации с поставщиком. В разъяснительных документах ИФНС приводятся конкретные примеры:

Налоговые органы должны доказывать умышленный характер конкретных действий проверяемой организации.

Классическим примером нереальности совершения сделки сторонами договора является отсутствие ее факта, когда предприятие вступает в отношения с поставщиком, существующим только на бумаге. Такая ситуация подразумевает под собой отсутствие поставки товара или оказания реальных услуг.

Поэтому при выборе поставщика нужно быть осмотрительным. Историю его деятельности необходимо проверить. Для этого существует много возможностей. Важно также знать его судебную историю, специфику его работы, не запущена ли процедура банкротства.

При заключении договора обязательно нужно запрашивать весь перечень уставных документов, желательно нотариально заверенных. Тогда хоть как-то можно защититься от претензий налоговых органов на случай возникновения юридических споров по результатам выездной или встречной проверки.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Это процедура, при которой рассматриваются обращения налогоплательщиков, жалобы на действия или бездействия должностных лиц ИФНС, а также на их решения по результатам выездной проверки. Подобные заявления подаются в вышестоящую инстанцию по региону регистрации.

На сегодня все еще актуальны по данной ситуации следующие правовые акты:

  1. Приказ ФНС РФ № ММВ-7-9/78 от 13.02.2013 г. «Об утверждении идеи развития досудебного урегулирования налоговых споров с ИФНС РФ на 2013–2018 годы».
  2. Постановление Пленума ВАС РФ № 57 от 30.06.2013 г. «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражным судом части 1 Налогового кодекса РФ».
  3. Письмо ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров».

Возможность обжалования действий налоговых инспекций в административном порядке определена ст. 137 и 138 НК РФ.

При досудебном регулировании предоставляется право:

Можно подать жалобу на еще не запущенное в процесс дело или уже вступившее в силу решение налоговых инспекций о привлечении компании к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Судебное урегулирование налоговых споров

Чтобы обжаловать акт выездной проверки, с которым вы не согласны, надо обосновать несогласие, ориентируясь на статью 138 НК РФ. Для подачи жалобы на решение ИФНС в арбитражный суд налогоплательщик должен пройти процедуру досудебного урегулирования. Иначе исковое заявление оставят без рассмотрения.

По этой причине вначале на решение проверяющих структур подается жалоба в УФНС по региону регистрации. Можно попытаться урегулировать налоговый спор в местном ИФНС, проводившем выездную проверку. Порядок обжалования решения госоргана может состоять из 1–3 этапов.

Налоговые судебные споры

Если ваше предприятие проверили сотрудники ИФНС, и вы не согласны с актом проверки, вы имеете право его оспорить в арбитражном суде. Для этого вам нужно подать жалобу на решение ИФНС.

Такие споры с ИФНС рассматривает арбитражный суд, однако у вас на руках должен быть отказ на отмену решения по результатам проверки налоговиков, поданную ранее в управление ФНС вашего региона.

Примеры нарушений, бесперспективных для оспаривания

На практике возникают налоговые споры, когда их практически невозможно оспорить. Приведем два реальных примера итогов судебных процессов:

  1. Сотрудники ИФНС собирали сведения о проверяемой организации за рамками налоговой проверки. Налогоплательщики часто встречаются с подобной ситуацией. Чиновники имеют на это право, поэтому наказать за это не получится. Суд считает, что запросы налоговиков полицейским и коллегам, отправленным за пределами выездной проверки, квалифицируются как взаимодействие между ведомствами. Права компании при этом не нарушаются. Постановление АС округа г. Москвы № А40-119412/2020 от 24 июня 2021 г.
  2. В итоговом акте выездной проверки указана ссылка на доказательства, собранные в 2020 году. Это выходило за пределы вынесенного решения, датированного 20.12.2019. На основании акта проверки в суде в июне 2020 года состоялось заседание. На нем прокурор выдвинул требование о взыскании доначислений с руководителя компании по акту выездной проверки, составленной ИФНС. Окончательного решения по ней к тому времени еще не было. Суд сделал замечание прокурору о том, что тот поторопился, и отказал в иске. Однако апелляционный суд отменил решение судьи. Основание – чиновники не дали предприятию возможности на своевременную защиту. Но ИФНС не согласился с позицией суда и подал жалобу в кассационную инстанцию. На состоявшемся заседании судью не смутили обстоятельства, что представители налоговых органов вынесли и передали компании решение по выездной проверке намного позже установленного для этого срока. Ответственность за это Налоговым Кодексом не предусмотрена. На этом основании в иске ИФНС отказано. (Постановление 13-го ААС № А21-10365/2020 от 04 июня 2021 г.).

Преимущество обращения к профессионалам компании «Легко!»

Любой налоговый спор, вне зависимости от суммы санкций, нельзя назвать простым и легким процессом. Главному бухгалтеру и директору налогоплательщика представители ИФНС способны доставить много неприятностей и переживаний.

При возникновении подобной ситуации оптимальным решением станет обращение в компанию «Легко!». Мы закрепим за вашей организацией профессионального юриста, который возьмет на себя решение всех вопросов. Наш специалист будет отстаивать ваши права во всех судах. Обращайтесь к нам, для вас это выгодно!